И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ НА ВСЕХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА САМОЛЕТА
8.1. ЧТО ТАКОЕ МОДЕЛЬ НАДЕЖНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТА (МНиБ)?
В предыдущих главах мы рассмотрели концепцию и технологию (точнее, "директивную" технологию) обеспечения надежности и безопасности полета. При этом в основном мы опирались на методический и практический опыт АК им. С. В. Ильюшина. В процессе изложения неоднократно указывалось, что работы по обеспечению и поддержанию надежности и безопасности полета ведутся в рамках "Системы обеспечения надежности и безопасности полета самолетов Ил" (Система), а в основе Системы лежит МНиБ. Что же представляет собой МНиБ с позиции представленного в книге подхода? Суммируя сказанное в предыдущих главах, можно коротко ответить на этот вопрос. МНиБ описывает связь характеристик надежности и безопасности полета самолета со следующими обобщенными параметрами, характеризующими конкретный тип самолета в конкретной АТС.
• Конструктивное "лицо" самолета.
• Система технического обслуживания.
• Система применения самолета.
• Эксплуатационная документация самолета.
• Система контроля уровня надежности и безопасности полета в эксплуатации.
• Система поддержания летной годности самолета.
Принципиальным методическим положением является то, что все
связи, описываемые МНиБ, определяются на единой основе — анализе ФО, который, в свою очередь, базируется на полном перечне ФО. Подобное построение МНиБ позволяет системно управлять отдельными параметрами, влияющими на уровень надежности и безопасности полета. Когда мы говорим о распространении МНиБ на другие части АТС и АТС в целом, то имеем в виду, что к указанным выше параметрам необходимо добавить параметры, описывающие функционирование летного и наземного персонала, служб обеспечения полетов и другие службы, входящие в состав АТС. При этом должно быть сохранено методическое единство обеспечения и поддержания требуемого уровня надежности и безопасности полета, т. е. работа должна вестись на основе расширенной единой МНиБ.
МНиБ является единым целым, в котором все составные части формируются и функционируют как система. Теперь представим процесс формирования и дальнейшего функционирования МНиБ конкретного типа самолета на всем протяжении его жизненного цикла. Как и прежде, будем исходить из опыта эксплуатации "Системы обеспечения надежности и безопасности полета самолетов Ил" (Система), в рамках которой на АК им. С. В. Ильюшина эксплуатируются МНиБ каждого типа самолетов "Ильюшин". Часть описываемых функций и свойств уже реализованы и применяются при проектировании и эксплуатации самолетов "Ил", другие находятся в стадии разработки, а третьи — в плане развития Системы.
МНиБ в Системе реализована в виде набора баз данных (БД), средств их коррекции и средств формирования отчетной информации. БД функционируют независимо, но при этом в Системе обеспечивается целостность и взаимосвязь содержащейся в БД информации. "Ключевыми полями", связывающими все БД МНиБ в единую систему, являются "агрегат" и "функциональный отказ". Понятия "агрегат" и "функциональный отказ" здесь трактуются в соответствии с методом приведения (см. разд. 4.3.4). Все БД по степени их использования делятся на универсальные БД и БД изделий. Универсальные БД распространяются на все изделия (типы самолетов), на которые распространяется Система, БД изделий распространяется на конкретное изделие (тип самолета) Функционально БД делятся на БД, используемые для формирования МНиБ (в Системе эту функцию выполняют БД систем "Проектирование"), БД отслеживания эксплуатационного уровня надежности (БД системы оценки достигнутого уровня надежности — СОДУН) и БД контроля облика конструкции и ЭТД на всем жизненном цикле изделия (БД системы "Доработка"). В дальнейшем будем придерживаться указанных названий подсистем. Информационная структура МНиБ представлена на рис. 8.1.
. Реализована Система в виде системы локальных компьютерных сетей по схеме "клиент — сервер". Серверы подсистем "Проектирование", СОДУН и "Доработка" соединены друг с другом. На этих серверах расположены БД подсистем. На клиентских компьютерах размещены реплики БД.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Считаем необходимым отметить, что разработка системы поддержания летной годности (см. разд. 8.8) требует создания уже глобальной сети, охватывающей как минимум всю территорию России с мощной, быстродействующей, круглосуточно работающей центральной БД и гибкими линиями связи, в том числе беспроводными. Через эту сеть МНиБ отдельных типов самолетов должна быть связана со всеми участниками процесса поддержания летной годности (авиационными властями, авиакомпаниями, производителями готовых изделий и др.). Естественно, такая система поддержания летной годности должна функционировать как государственная автоматизированная система (ГАС).
Далее рассмотрим структуру и функционирование БД МНиБ применительно к этапам жизненного цикла самолета.